Один из главных инструментов художника — кисти, и приступая к рисованию стоит узнать о нем немного.
Прийдя в магазин вы столкнетесь с великим многообразием форм кистей от разных производителей.Выбор кисти для живописи это важный момент перед началом Вашего творчества. Если вы решили заняться живописью серьезно, то кисти лучше выбирать хорошего качества.
На что нужно обращать внимание при выборе кистей:
- Цоколь удерживающий волос на деревянной или пластмассовой ручке не должен шататься.
- Шов цоколя должен быть плотным и не должен прокручиваться.
- Волос на кисточке должен быть надежно скреплен, чтобы потом он не выпал из нее. Попробуйте погладить кончик кисти, если хоть один волосок остался у вас в руке, то такую кисть лучше не брать.
- У хорошей кисти ручка всегда будет деревянной. Ручка должна быть изготовлена из твердых пород лиственного дерева – бук, береза.
Как правильно ухаживать за кистями?
Хороший художник всегда держит свои инструменты в образцовом порядке.
Если вы пользуетесь кистями из натурального волоса, то обязательно для профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли.
Старайтесь сильно не давить на рабочую часть кисти при рисовании, мытье и наборе краски, так как может происходить обламывание мягких волосков о край железной обоймы.
Никогда не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан. Дождитесь, когда кисть просохнет.
Никогда не ставьте кисть в воду кончиком вниз. Кисти хранят в банке стоя волосяной частью вверх. Если их просто складывать, то они потеряют форму.
Волос новых кистей склеен для того, чтобы кончик кисти не терял форму. Твердость исчезнет сразу, как только ее намочить.
При работе с акриловыми красками, держите рабочую часть кисти в воде. Акриловая краска очень быстро высыхает, забивая при этом основание пучка кисти у обоймы и, практически не очищается.
Всегда тщательно чистите кисть после работы с красками. Если вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуется промыть кисти в чистой, прозрачной воде.
После работы масляными красками обязательно сразу нужно кисти очистить. Ни в коем случае нельзя дать кисти засохнуть. Сначала уберите излишки краски сухой тряпочкой. Кто-то советует для быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жестяную обойму у основания ворса кисти и растворяет связующее вещество, скрепляющее волос пучка. Поэтому рекомендуется после использования масляных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хозяйственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиваться в цвет краски.
О формах кистей.
Круглые. Это кисти, с пучком, заключенным в круглую обойму. Пучок бывает короткой длинны, такие кисти используются для миниатюр, бывает пучок длинный.
Это самая универсальная форма кисти. Такой кистью наносят линии с неизменной толщиной, либо линии, варьирующиеся по толщине. Это прекрасная кисть подходит для проработки деталей, покрытия крупных поверхностей (исходя из размера), создания всего рисунка, создания фактуры.
Плоские. Это кисти с пучком, заключенным в плоскую обойму. Пучок у таких кистей бывает коротким или длинным. Такие кисти удерживают много краски, ими очень хорошо ровно покрывать поверхности и подходят для проработки крупных участков поверхности листа или холста, так же мазки такими кистями будут широкими и ровными.
Кошачий язык. Эта кисть обладает овальной или купольной формой. Применяется эта кисть весьма универсально – её можно использовать как обычную плоскую кисть и, в тоже время, как круглую, если повернуть ее в перпендикулярное положение.
Контурные. Это подвид плоских кистей: они обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Контурные кисти могут быть использованы для техники масляной живописи a la prima («в один присест»), предусматривающей выполнение картины за один сеанс.
Шрифтовые. Это подвид круглых кистей с длинным пучком, такие кисти используются для нанесения и закрепления контуров. Используется с жидкими красками.
Ретушные. Это плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Предназначена для очень точных мазков. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть — превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в сравнительно мелких участках картины.
Трафаретные. Такие кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Так же эти кисти прекрасно подходят для лессировок(полупрозрачные слои) или свободного рисования.
Линейные. Такие кисти короче шрифтовых но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.
Флейц. Эти кисти предназначены для свободной живописи заливками. В основном используются при работе акварельными красками. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти, что очень важно при работе в акварельной живописи.