Сегодня мы поговорим об одном из самых интересных и сложных аспектов в искусстве – о композиции. Любое художественное произведение, будь-то, танец, музыка или картина, имеет в своей основе композицию. Используя композицию автор объединяет отдельные художественные элементы в единое целое, раскрывая содержание произведения. В изобразительном искусстве выразительными средствами становятся тональность, колорит, ракурс и другие. На примере картин знаменитых художников мы можем увидеть, как важны эти средства, чтобы наиболее точно донести до зрителя замысел.
Линия пятно и точка как основа композиции в живописи
Как слова использует писатель, чтобы донести до читателя свою мысль, так художник использует линию, пятно и точку в своих картинах — это основа композиции в живописи. Представьте, что все предметы вокруг нас, ни что иное, как тела, которые можно изобразить в виде пятен. Пятно имеет очертания, при появлении света, на предмете появляется свет и тень. Таким образом пятно получается неравномерно освещено, создавая иллюзию объема.
Линия, можно сказать, основной элемент в рисунке. Линия может нести конструктивную нагрузку, и мы можем предавать ей эмоциональную характеристику (волнистая, прерывистая, прямая и т.д.) Иногда достаточно нескольких штрихов, чтобы передать замысел.
Возможности третьего элемента — точки, казалось бы, незначительного по размерам, широки. Она может являться центром композиции, куда будет притягиваться взгляд. Этим элементом можно уравновешивать, заполнять плоскость. В сочетании с пятном и линией, она создает гармонию в композиции. На фото вы видите, как маленький элемент (птица, куст — условно принимаем их за точку по сравнению с окружающими предметами) снижает доминантное значение дерева.
Рассмотрим картины знаменитых художников. И.М. Прянишников «В мастерской художника» использует фигуры людей как большие контрастные пятна, на стенах висят картины, они менее насыщены по тону. Дальний план состоит из небольших элементов, которые можно назвать точками различных размеров и ритмов. Линии в рисунке пледа натурщицы, в конструкциях мольберта, столов, в поленьях, лежащих на полу – это умелое использование элементов рисунка в композиции.
Николай Ге в портрете Н.Петрункевич изображает на переднем плане девушку темным силуэтом. По сути это доминирующее контрастное пятно. Рама окна изображена вертикальными и горизонтальными линиями, что подчеркивает статичность фигуры и как бы отгораживает ее, по замыслу автора, от внешнего мира. Мелкие элементы на дальнем плане линии (ветви деревьев) и точки (листья на деревьях и фактура дороги) создают ощущение летнего сада.
Масштабная по композиции и размерам картина А.А.Иванова «Явление Христа народу» также организована из пятен различного размера, тона и цвета (люди, деревья, земля, небо). Грамотное применение линий в складках одежд, направлений рук, ног и даже ветвей деревьев, дает нам четкое представление о замысле автора.
В нашей студии рисования ArtClass на уроках рисования вы получите представление об искусстве соединения отдельных элементов в единое гармоничное произведение, о свойствах линии, пятна и точки в композиции картины и сможете найти применение этим знаниям, ярко раскрывая содержание в своих произведениях, донося до зрителя авторскую мысль.